Главная Все Брендинг Город, где всё начинается: бренд Тюмени

Город, где всё начинается: бренд Тюмени

Разработка индивидуальной айдентики разных регионов России постепенно превращается в позитивную тенденцию (мы уже писали о природно-фольклорном облике республики Марий Эл, ставке на высокую энергию Обнинска и т.д.). Недавно собственный фирменный стиль представила Тюмень. За создание не туристического, а социально-экономического бренда города отвечала команда местной студии «Лайтшоп».

Базовые элементы айдентики вряд ли удивят тюменцев, знакомых с геральдикой города. Дощаник (плоскодонное судно с мачтой) как знак того, что в этой местности начинается плавание по сибирским рекам, появился на гербе ещё в конце XIX века. Полная версия отягощена дополнительными элементами: волнами, башенной короной с лавровым венком, фигурами бобра и лисы — щитодержателями, а также трофеем и лентой. Теперь в переработанном, без лишних деталей, монохромном виде изображение судна стало полноценным логотипом Тюмени.

В видео-презентации проекта представлена центральная концепция начала пути. Одной из ключевых задач было создание такого образа города, из которого не хочется уехать. Города «развивающегося, амбициозного, с европейскими ценностями и сибирским характером». Поэтому в качестве слогана авторы выбрали воодушевляющую фразу «Город, где начинается путь». Но и она не нова и восходит к выведенному на гербе девизу «От сего града начинается», то есть именно здесь начинается Сибирь. В обновлённом варианте без архаизмов слоган приобрёл современное звучание и стал основной составляющей бренд-коммуникации.

Тюмень как многонациональный и мультикультурный город, где есть место и возможность развития для каждого, перспективы профессионального и личностного роста — именно такой образ стремились передать дизайнеры.

О том, насколько им это удалось, размышляет арт-директор Golden Marrow Group Филипп Маяков:

«Когда разрабатывается туристический или, как в данном случае, социально-экономический бренд (по сути — айдентика города), важно, сохранив традиции, привнести что-то новое, отразить некую идею. В данном случае я этого не увидел. Новый логотип повторяет герб Тюмени, но, надо признать, чище отрисованный. Если остановиться только на новом логотипе-гербе города, то он однозначно стал лучше, пластичнее, современнее».

Чтобы уйти от стандартных прямоугольных плашек, дизайнеры нашли более оригинальное визуальное решение для дальнейшей реализации в рекламе, сувенирной продукции и мерче. Узнаваемые архитектурные формы превратились в элементы корпоративной айдентики города. За основу взяли самые знаковые стили и постройки Тюмени: рельефы традиционного деревянного зодчества (наличники) и русское барокко Знаменского собора (1786), архитектуру авангарда (Городская баня №2, 1931) и советской эпохи (многоквартирный дом с волнистым фасадом «Муравейник», 1982) и т.д.

Городская навигация оформлена по градиентному принципу. Замысел заключается в плавном соединении старого и нового, консервативного и развивающегося. Для этого дизайнеры применяют различные визуальные техники, экспериментируют со шрифтами, цветами, фотографиями и т.д. В старых частях города и на исторических зданиях размещены металлические таблички со стилизованными надписями. В новых кварталах появляются лайтбоксы и указатели с использованием современных гротесков.

«Теперь о самой айдентике. К счастью или сожалению, она является почти копией большинства современных стилей западных городов. Большую часть брендируемой поверхности занимает фото, а информационные посылы размещены на плашках.

Да, всё выполнено чисто и аккуратно, как по графике, так и по вёрстке. Но есть один, на мой взгляд, важный минус: отсутствует идентификация самой Тюмени. Подводя итог, хочется сказать, что при хорошей графике, стильном, но не инновационном, решении и «сухости» исполнения в общем мне картинка нравится».

Логотип и фирменный стиль активно используются в городской среде (рекламные баннеры, входные группы, прокатные станции самокатов, одноразовые стаканчики) и разнообразной полиграфической продукции (визитки, бланки, закладки, пакеты, блокноты и т.д.). В коллекции мерча — самые востребованные молодёжью атрибуты: шопперы, футболки, худи, кепки и панамы, выполненные в фирменных цветах (светло-голубой, зелёный, оливковый, бордо и бежевый).

Все компоненты айдентики, по мысли авторов проекта, должны олицетворять «город, в котором каждый может начать свою жизнь, путь к успеху, самосовершенствованию, традиции, семью, и сохранить это в себе на долгие годы».

Все использованные в материале изображения размещены на behance.net.